Л.К. (gimser) wrote,
Л.К.
gimser

Книжный дайджест - 50.

Пятидесятый выпуск, надо же. Не думал я, начиная, что серия дотянет до юбилея.
Предыдущие части доступны по тегу. А в ближайшее время будет больше нон-фикшна.

Объективное знание: эволюционный подход (Карл Раймунд Поппер). Пишет очень ясно и чётко, даже я понял почти всё. Подход мне в целом нравится, но немного смущают приоритеты. Поппер категорично настаивает на прикладной полезности философии и жёстко громит тех, кто "спорит о пустяках". Но при этом о научной демаркации, которая очевидно крайне важна (и с которой он и вошёл в историю) пишет вскользь, почти пренебрежительно, а в спор о теориях познания погружается очень глубоко. Хотя Поппер из своего взгляда на познание делает много выводов, мне важность этой части так и осталась неочевидной. Книга не цельная, это сборник работ, статей и лекций на разные темы. Познавательно, полезно. Но, конечно, надо было сначала читать Платона, Аристотеля и далее вплоть до Канта и Юма, а потом уже осмысливающего всех их (и спорящего со всеми) Поппера. 7.
Гертруда и Клавдий (Джон Апдайк). Хотя и знал, что Апдайк дожил до 2009 (и умер не особенно старым), всё равно воспринимаю его как писателя из 60-70-х, максимум из 80-х. А этот небольшой роман написан уже в 2000-м году. Попытка представить предысторию с точки зрения "пары злодеев" - как зародились и развивались их отношения, как они привели к братоубийству и так далее. Художественно сделано хорошо, хотя местами многовато плотского. Всерьёз к Гамлету и его идеям слабо приложимо, но как лёгкая доза регулярной инъекции от чёрно-белого мировоззрения - отлично. 8.
Кстати, в Theatre HD идёт очень крутой Гамлет с Камбербэтчем в главной роли, рекомендую.
Метаморфозы (Овидий). Никогда не испытывал большой любви к греческим мифам, скучно мне с ними обычно (хотя антропологический и культурологический материал колоссальный, конечно). Но в этом изложении понравилось - для многократно повторяющихся сюжетов у Овидия всё время новые образы, очень широк, как говорится, "диапазон изобразительных средств". 7.
Дух позитивной философии (Огюст Конт). Читать некомфортно: длинноты, множество сложноподчинённых предложений и формализма. При этом необходимости в этом нет - идеи Конта не назовёшь ни сложными, ни запутанными, поэтому ощущение искусственного усложнения для солидности не покидает, хотя отчасти явно виноват переводчик. По содержанию интересно как прикосновение к основам, но всё безнадёжно устарело и категоричное провозглашение того, что позднее было многократно и наглядно опровергнуто, изрядно раздражает. 6.
Девочка, которая любила Тома Гордона (Стивен Кинг). Люблю произведения Кинга, в которых минимум мистики или вообще нет (в первую очередь, конечно, Ярость) - они получаются у него наиболее пронзительными и долгоиграющими. Но конкретно эта история девочки, потерявшейся в лесу, не очень впечатляет, нет в ней изюминки. Хотя отдельные сцены, например, поедание сырой рыбы, хороши. 7.
Исповедь (Августин Блаженный). У Дмитрия Быкова есть пять любимых книг, которые он всегда называет, когда ему задают тривиальнейший из вопросов "о литературе". И наряду с прекрасным де Костером, невнятным Честертоном и двумя отечественными романами, до которых я ещё не добрался, в этот список входит и Исповедь, меня изначально натолкнуло именно это. Это действительно исповедь очень умного человека, и в этом качестве она невероятно интересна. Вся автобиографическая часть, размышления, личное становление (мировоззрение Августина сложилось только к тридцати, а до этого его сильно побросало) - прекрасны. Не устаю поражаться, насколько античная литература была выше средневековой. Вот вроде Августина все всегда знали и многократно цитировали, а писать так внятно и при этом глубоко почему-то не могли чуть ли не до 19-го века, то есть полторы тысячи лет. Богословские рассуждения и толкования Библии существенно менее интересны, их хочется просто пропускать. 8.
Tags: Книги, Ссылки
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments