Л.К. (gimser) wrote,
Л.К.
gimser

Книжный дайджест - 54.

Предыдущие части доступны по тегу. В этот раз сплошная сатира разной степени серьёзности.

Птицы (Аристофан). Отличная, острая, смелая сатира. Остаётся только догадываться, насколько она верно воспроизводила пародируемых, но била по мишеням явно сильно. Совершенно современная вещь, можно брать и ставить, что, кстати, активно делают в американских университетах. Удивительно, но на состязании, для которого она была написана (в 414 г. до н.э.), пьеса заняла лишь второе место. Но ни один из текстов Амписия (он дважды побеждал Аристофана в конкурсах драматургов) не сохранился, так что сравнивать нам не с чем. 8.
Главная дорога (Синклер Льюис). Одноэтажная Америка изнутри, смачная пощёчина любителям провинциальных пасторалей. При этом без излишнего упрощения и сведения к чёрно-белому примитиву. Раскрытие и глубина прорисовки главных героев на уровне Драйзера (очень высоко по моей шкале), да ещё и с нужной толикой сатиры. Кенникот, пожалуй, интересен не менее, чем главная героиня, а в нашей литературно-врачебной традиции был бы однозначно главным (не случайно рецензент вспоминает Ионыча, говоря о нём). Даже если остальные романы Льюиса не дотягивают до этого, о чём многие говорят, надо будет до них тоже добраться обязательно. 9.
Песнь Сюзанны (Стивен Кинг). Чистые жанры кончились, пошел "постмодернизм" в самых заштампованных значениях этого слова. Само по себе любопытно, много забавных экспериментов, но глобально это все равно вещь на проходе - видно, что она писалась одновременно с последней частью цикла, и только финал серии может дать ответ, было ли достойное содержание для этой причудливой формы. 7.
Восстание ангелов (Анатоль Франс). Нелогично брать для знакомства с автором его последний роман, написанный в 70 лет, по возможности избегайте этого. Книга вполне любопытная, мистически-религиозная социальная сатира (нет, существенно осмысленнее, чем у Честертона), весьма остроумная.  Есть ощущение, что автор к этому моменту уже всё важное для себя сказал в других произведениях и теперь развлекается. Надо будет почитать его более ранние вещи. 7.
Город и псы (Марио Варгас Льоса). А тут как раз дебютный роман. Вот кого точно буду осваивать дальше (да, вы видите эти слова в посте в третий раз). Это было бы прекрасной драмой о детях, собранных в казарме, и без знания об автобиографичности повествования, а с ним пробирает еще сильнее. И хорошо, что действие на противоположном конце света - в Перу - тем виднее, что такие драмы не зависят от географии и этники. 9.
Алая буква (Натаниель Готорн). Я понял, почему это священный роман для идентичности США - в нём очень много важных слов о пуританизме, миссии, искуплении, честном труде, ответственности перед обществом. Три главных героя явно задали архетипы на будущее - их легко разглядеть во многих более поздних американских книгах и фильмах, особенно обращённых к согражданам. Но читать довольно скучно. Такая литература всё-таки у каждой нации должна быть своя. У нас это, видимо, Герой нашего времени. Но роман Готорна, насколько я понимаю, в рамках американского общества реально для всех, это важно. 6.

Да, три нобелиата - это не совпадение, закрываю пробелы. И две девятки на эту троицу - есть всё-таки у моих вкусов какая-то корреляция с этой премией.
Tags: Книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments